«Это не копия и не репродукция»

Художница Татьяна Федечкина – о создании мозаики для «Матрёшки»

Мозаика в «Матрёшке» – это копия космической мозаики, которая располагалась на стене снесенного ДК 50-летия Октября?

Нет, любая копия или репродукция должна быть идентична авторской, в идеале – создаваться под авторским надзором. Мозаика в «Матрёшке» была создана по мотивам разрушенной мозаики в снесенном ДК 50-летия Октября. Изначально прорабатывалось много разных тем, но мы остановились на мозаике из «Полтинника».

Как шла работа над мозаикой?

После того, как мы определились с темой, я начала работать над тем, чтобы получить как можно больше архивных фотографий этой мозаики. Но их было очень мало. В итоге мне тайно удалось выкупить фотографии для будущей мозаики у редакции одной из воронежских газет. Почему тайно? В тот момент я не имела права разглашать правду.

Как шла работа над мозаикой?

Обычно для мозаик всегда рисуется схема, но при создании этой работы мы специально не стали использовать эскиз, потому что любое изображение искажает оригинал. Мозаика сама по себе является искажающим фильтром, а так получилось бы двойное искажение.

В какой технике выполнялась работа?

Из-за масштабности решили делать в технике панно на панелях. Каждую из этих панелей размером примерно 60×60 см мы отдельно создавали в мастерской, а потом уже на месте складывали при монтаже в единую картинку. Размеры моей мастерской не позволяют выложить всю эту картинку целиком, поэтому я максимум видела шесть панелей одновременно. Это всего лишь кусочек какого-то из рядов. Полностью посмотреть мозаику удалось лишь после того, как мы её повесили.

Из скольких частей состоит мозаика?

Первая стена – это 56 панелей, ещё две стены содержат по 48 панелей. Всего получается 152 панели. В начале работы невозможно представить, каким получится результат

Из скольких частей состоит мозаика?

Я не успела обучить достаточное количество людей в городе, поэтому основная нагрузка при создании мозаики легла на меня. Но мне очень здорово помогли все мои друзья. Особенно Павел Потапов, который подключился ко мне после завершения первой стены, когда мои силы уже были на исходе. Паша помог мне закончить работу над второй стеной.

Чем отличается мозаика из «Матрёшки» от оригинала?

Композиционно все находится на тех же местах, что и на советском панно, но материалы мы использовали совершенно другие. А именно витражное стекло Тиффани, многие из кусочков которого покрыты перламутром. Поэтому можно заметить, как на мозаике преломляется свет при разном освещении. С таким материалом сложно сделать что-то некрасивое. Все цвета отлично сочетались между собой, а для большего разнообразия оттенков мы выкупили практически весь ассортимент производителя – всю палитру космических оттенков.

Сколько месяцев продлилась работа?

С сентября по май – девять месяцев.

Было ли изначально чёткое представление, какой получится мозаика?

В начале работы совершенно невозможно представить, что получится, потому что это в любом случае не будет похоже на эскиз, это всегда что-то новое. Когда только начинаешь её собирать, то кажется, что получается некрасиво. Но стоит сложить одну панель, отойти и посмотреть немного со стороны, то тогда все сразу встает на свои места.

Чем ты вдохновлялась при создании мозаики?

Вдохновлялась автором. Вообще тема космоса мне самой очень нравится. Она даёт большое пространство для творчества, потому что космос можно изобразить самыми разными способами и с помощью практически любых материалов. Космические сюжеты всегда вызывали особый интерес у советских художников. И для меня было особым удовольствием сделать работу в этом жанре. Это же классика!

Увидеть мозаику на первом этаже «Матрёшки» может каждый желающий.

Выражаем отдельную благодарность меценатам, без помощи которых не было бы этого проекта!